Как выплатить электронные больничные
5 962Как известно, согласно приказу МОЗ №1066 от 01 июня 2021 г. были внедрены электронные больничные. При этом остались еще некоторые случаи, когда могут выдаваться бумажные больничные. Кроме того, с 1 января 2023 г. финансирование выплат по больничным будет осуществлять Пенсионный фонд Украины вместо ФСС.
Рассмотрим подробно схему работы с электронными больничными и подачу заявлений-расчетов в ПФУ.
Что такое электронный больничный
Электронный больничный – это документ, удостоверяющий факт временной нетрудоспособности работника, который зарегистрирован в Электронном реестре листков нетрудоспособности под индивидуальным номером. Такой больничный, как и бумажный, является основанием для начисления страховых выплат.
Электронные больничные упростят оформление листков временной нетрудоспособности как работнику так и начисления выплат работодателю:
- работнику – не нужно указывать все свои реквизиты при оформлении и посещать врача, чтобы забрать больничный – в случае нормального течения болезни он закроется автоматически;
- работодателю – который в автоматическом режиме получит информацию, кто из сотрудников находится на больничном. Не будет необходимости хранить бумажные больничные и передавать их в Пенсионный фонд.
- Врач заполняет анкету в соответствующем электронном кабинете.
- Информация обрабатывается в медицинское заключение, содержащее в том числе информацию:
- ссылку на запись о лечащем враче и медицинском учреждении;
- дату и время регистрации медицинского заключения;
- суть заключения лечащего врача: категорию – «Заболевание или травма общего характера», «Уход за больным ребенком», «Уход за больным членом семьи» и т.п .; отметку о связи случая временной нетрудоспособности с профессиональной деятельностью пациента; другие отметки при необходимости.
- ссылку на запись в Реестре о предыдущем медицинском заключении, при наличии, или отметку о начале нового случае временной нетрудоспособности;
- период действия медицинского заключения.
- После получения информации от медицинской системы, Пенсионный фонд формирует электронный больничный, который могут увидеть как работодатель, так и застрахованное лицо. При этом информация о диагнозе пациента является конфиденциальной, и не передается ни в ПФУ, ни работодателю.
Как работодателю посмотреть электронный больничный
Работодатель может получить информацию по листкам нетрудоспособности своего работника с помощью веб-портала электронных услуг ПФУ. Для этого нужно открыть пункт меню личного кабинета страхователя «Листки нетрудоспособности», где можно осуществить поиск по следующим параметрам:
- номер листка нетрудоспособности;
- период нетрудоспособности;
- РНОКПП застрахованного лица;
- включение в заявление-расчет.
Страхователь также может посмотреть, сформировать и распечатать заявления-расчеты по листкам нетрудоспособности в пункте меню личного кабинета страхователя «Заявления-расчеты».
Как оплачивать электронные больничные
Схема выплат от работодателя и ПФУ:
Начислять компенсацию по временной нетрудоспособности ПФУ будет в течение 3 дней после поступления заявления-расчета. Размер выплат остается прежним: от 50% до 100% среднего дохода застрахованного лица, в зависимости от стажа, размер пособия по беременности и родам – 100% среднего дохода.
Алгоритм назначения выплат такой же, как и для бумажного больничного:
- на основании электронного больничного определяется количество дней нетрудоспособности, подлежащих оплате за счет средств работодателя и ПФУ;
- производится расчет суммы компенсации по временной нетрудоспособности с учетом стажа работника (справку о страховом стаже также можно получить на сайте ПФУ – подробнее здесь);
- заполняется заявление-расчет и подается в отделение Фонда по месту учета.
С 1 января 2023 г. заявление-расчет подается в ПФУ через личный электронный кабинет страхователя на вебпортале электронных услуг. При этом для подачи заявлений-расчетов работодателям не нужно заключать с ПФУ договор о признании КЭП.
Форма заявления-расчета, которая подается в ПФУ, и условия выплат по больничным работникам не изменились.
По-прежнему больничные застрахованному лицу оплачиваются:
- за счет работодателя — первые пять дней временной нетрудоспособности;
- за счет страховых средств – с шестого дня, а за больничными в результате несчастного случая на производстве – с 18-го дня.
Примечание. «Заявление-расчет» в ФСС можно сформировать и выгрузить с учетной системы BAS с помощью обработки экспорта. Если Ваша учетная система BAS Бухгалтерия – рассчитать больничные и сформировать «Заявление-расчет» можно с помощью модуля Selera.
В каких случаях может быть отклонено заявление-расчет?
Заявление-расчет может быть отклонено из-за ошибок в заполнении, в частности:
- неверные реквизиты страхователя: местонахождение (указанное с ошибками или не полностью), номер расчетного счета и т.п.;
- не внесены данные о льготной категории застрахованного лица, в случае его наличия;
- несоответствие между страховым стажем за последние 12 месяцев, который застрахованное лицо приобрело фактически, и тем, что указано в Реестре застрахованных лиц;
- неверно рассчитана сумма выплат по листку нетрудоспособности.
Самые распространенные ошибки в электронных заявлениях-расчетах по бумажным больничным касаются данных, вводимых ответственными лицами вручную – в частности, реквизитов листка нетрудоспособности или информации о застрахованном лице. При этом в таком случае сканированные копии бумажных листков нетрудоспособности прикрепляются к электронному заявлению-расчету.
Работодатели, которые по определенным причинам не могут пользоваться электронным кабинетом на вебпортале электронных услуг ПФУ, могут составить заявление-расчет в бумажной форме и подать его в любой сервисный центр ПФУ.