Как выплатить электронные больничные

6 026

Как известно, согласно приказу МОЗ №1066 от 01 июня 2021 г. были внедрены электронные больничные. При этом остались еще некоторые случаи, когда могут выдаваться бумажные больничные. Кроме того, с 1 января 2023 г. финансирование выплат по больничным будет осуществлять Пенсионный фонд Украины вместо ФСС.

Рассмотрим подробно схему работы с электронными больничными и подачу заявлений-расчетов в ПФУ.

Что такое электронный больничный

Электронный больничный – это документ, удостоверяющий факт временной нетрудоспособности работника, который зарегистрирован в Электронном реестре листков нетрудоспособности под индивидуальным номером. Такой больничный, как и бумажный, является основанием для начисления страховых выплат.

Электронные больничные упростят оформление листков временной нетрудоспособности как работнику так и начисления выплат работодателю:

  • работнику – не нужно указывать все свои реквизиты при оформлении и посещать врача, чтобы забрать больничный – в случае нормального течения болезни он закроется автоматически;
  • работодателю – который в автоматическом режиме получит информацию, кто из сотрудников находится на больничном. Не будет необходимости хранить бумажные больничные и передавать их в Пенсионный фонд.

  1. Врач заполняет анкету в соответствующем электронном кабинете.
  2. Информация обрабатывается в медицинское заключение, содержащее в том числе информацию:
    • ссылку на запись о лечащем враче и медицинском учреждении;
    • дату и время регистрации медицинского заключения;
    • суть заключения лечащего врача: категорию – «Заболевание или травма общего характера», «Уход за больным ребенком», «Уход за больным членом семьи» и т.п .; отметку о связи случая временной нетрудоспособности с профессиональной деятельностью пациента; другие отметки при необходимости.
    • ссылку на запись в Реестре о предыдущем медицинском заключении, при наличии, или отметку о начале нового случае временной нетрудоспособности;
    • период действия медицинского заключения.
  3. После получения информации от медицинской системы, Пенсионный фонд формирует электронный больничный, который могут увидеть как работодатель, так и застрахованное лицо. При этом информация о диагнозе пациента является конфиденциальной, и не передается ни в ПФУ, ни работодателю.

Как работодателю посмотреть электронный больничный

Работодатель может получить информацию по листкам нетрудоспособности своего работника с помощью веб-портала электронных услуг ПФУ. Для этого нужно открыть пункт меню личного кабинета страхователя «Листки нетрудоспособности», где можно осуществить поиск по следующим параметрам:

  • номер листка нетрудоспособности;
  • период нетрудоспособности;
  • РНОКПП застрахованного лица;
  • включение в заявление-расчет.

Страхователь также может посмотреть, сформировать и распечатать заявления-расчеты по листкам нетрудоспособности в пункте меню личного кабинета страхователя «Заявления-расчеты».

Как оплачивать электронные больничные

Схема выплат от работодателя и ПФУ:

Начислять компенсацию по временной нетрудоспособности ПФУ будет в течение 3 дней после поступления заявления-расчета. Размер выплат остается прежним: от 50% до 100% среднего дохода застрахованного лица, в зависимости от стажа, размер пособия по беременности и родам – 100% среднего дохода.

Алгоритм назначения выплат такой же, как и для бумажного больничного:

  • на основании электронного больничного определяется количество дней нетрудоспособности, подлежащих оплате за счет средств работодателя и ПФУ;

  • производится расчет суммы компенсации по временной нетрудоспособности с учетом стажа работника (справку о страховом стаже также можно получить на сайте ПФУ – подробнее здесь);
  • заполняется заявление-расчет и подается в отделение Фонда по месту учета.

С 1 января 2023 г. заявление-расчет подается в ПФУ через личный электронный кабинет страхователя на вебпортале электронных услуг. При этом для подачи заявлений-расчетов работодателям не нужно заключать с ПФУ договор о признании КЭП.

Форма заявления-расчета, которая подается в ПФУ, и условия выплат по больничным работникам не изменились.

По-прежнему больничные застрахованному лицу оплачиваются:

  • за счет работодателя — первые пять дней временной нетрудоспособности;
  • за счет страховых средств – с шестого дня, а за больничными в результате несчастного случая на производстве – с 18-го дня.

Примечание. «Заявление-расчет» в ФСС можно сформировать и выгрузить с учетной системы BAS с помощью обработки экспорта. Если Ваша учетная система BAS Бухгалтерия – рассчитать больничные и сформировать «Заявление-расчет» можно с помощью модуля Selera.

В каких случаях может быть отклонено заявление-расчет?

Заявление-расчет может быть отклонено из-за ошибок в заполнении, в частности:

  • неверные реквизиты страхователя: местонахождение (указанное с ошибками или не полностью), номер расчетного счета и т.п.;
  • не внесены данные о льготной категории застрахованного лица, в случае его наличия;
  • несоответствие между страховым стажем за последние 12 месяцев, который застрахованное лицо приобрело фактически, и тем, что указано в Реестре застрахованных лиц;
  • неверно рассчитана сумма выплат по листку нетрудоспособности.

Самые распространенные ошибки в электронных заявлениях-расчетах по бумажным больничным касаются данных, вводимых ответственными лицами вручную – в частности, реквизитов листка нетрудоспособности или информации о застрахованном лице. При этом в таком случае сканированные копии бумажных листков нетрудоспособности прикрепляются к электронному заявлению-расчету.

Работодатели, которые по определенным причинам не могут пользоваться электронным кабинетом на вебпортале электронных услуг ПФУ, могут составить заявление-расчет в бумажной форме и подать его в любой сервисный центр ПФУ.




Нет комментариев

Комментировать