Электронные ТТН – как это работает
27 242Электронная товарно-транспортная накладная (э-ТТН) – это электронный документ, подтверждающий перевозку товара и содержащий информацию о грузе, грузоперевозчике и получателе.
С 01 августа 2023 г. электронная ТТН будет обязательной для всех транспортных перевозок в Украине и заменит бумажную ТТН. Ключевая цель внедрения электронных товарно-транспортных накладных – прозрачность процесса перевозки, которая позволит всем участникам отслеживать операции с грузом в режиме реального времени.
Какие преимущества э-ТТН?
- Скорость и удобство оформления, документы можно заполнить и подписать там, где есть Интернет.
- Уменьшение расходов на печать, перемещение и хранение бумажных документов.
- Надежность и безопасность, поскольку э-ТТН подписывается КЭП, что позволяет избежать подделки и потери документов.
- Удобный и быстрый доступ к данным о перевозке товаров.
Как работает э-ТТН?
- После погрузки товара грузоотправитель оформляет э-ТТН, прикрепляет сопроводительные документы на товар и накладывает электронную подпись.
- После этого э-ТТН автоматически регистрируется в реестре товарно-транспортных накладных и становится доступным всем участникам процесса перевозки.
- Перевозчик получает э-ТТН, проверяет груз и накладывает КЭП. После этого статус э-ТТН в центральной базе данных меняется и товар может двигаться по маршруту.
- Грузополучатель проверяет состояние груза, принимает груз и накладывает КЭП на э-ТТН. После этого статус ТТН в реестре меняется, а цикл э-ТТН завершается.
Какие кейсы использования э-ТТН
Перечень обязательных реквизитов э-ТТН, согласно статьи 48 Закона Украины «Об автомобильном транспорте»:
- дата и место составления;
- грузоотправитель (полное наименование (фамилия, имя, отчество), код налогоплательщика согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины или налоговый номер, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые через свои религиозные убеждения отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и сообщили об этом соответствующему контролирующему органу и имеют отметку в паспорте);
- автомобильный перевозчик (полное наименование (фамилия, имя, отчество), код налогоплательщика согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины или налоговый номер, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серию и номер паспорта (для физических лиц, которые через свои религиозные убеждения отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и сообщили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте), фамилию, имя, отчество водителя и номер его удостоверения;
- грузополучатель (полное наименование (фамилия, имя, отчество)), код налогоплательщика согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины или налоговый номер, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые через свои религиозные убеждения отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и сообщили об этом соответствующему контролирующему органу и имеют отметку в паспорте);
- транспортное средство (марка, модель, тип, регистрационный номер автомобиля, прицеп/полуприцеп), его параметры с указанием длины, ширины, высоты, общего веса, в том числе с грузом, и массы брутто;
- пункты погрузки и разгрузки.
Какие нормативные документы описывают э-ТТН:
С полным перечнем законодательных актов по электронным товарно-транспортным накладным можно ознакомиться по ссылке.
Решения для работы с э-ТТН
СОТА э-ТТН – это облачное решение, которое позволит иметь доступ к э-ТТН всем, кто участвует в перевозке.
- Создание э-ТТН, подписание, регистрация.
- Подписание документов КЭП.
- Создание всех необходимых актов на основе э-ТТН, их регистрация.
- Ведение реестра э-ТТН, проверка статусов товарно-транспортных накладных.
- Авторизация с помощью телефона или собственного КЭП.
- Ведение справочников контрагентов, автомобилей и грузов.
- Управление маршрутами вашей перевозки.
- Возможность добавить сопроводительные документы на груз.
- Возможность отправить ссылку на э-ТТН с помощью мессенджера.
Мобильное решение водителя позволяет перевозчику получить, ознакомиться и подписать э-ТТН на своем смартфоне.
- Получение э-ТТН и актов к ним, в которых указаны данные водителя.
- Редактирование данных в документе, которые может изменить водитель.
- Подписание э-ТТН и актов к ним.
- Создание и редактирование актов: корректировка, перегрузка, выгрузка на промежуточном складе, изменения пункта назначения.
э-ТТН.API – инструмент, который комплексно удовлетворяет потребности логистики в создании, подписании, получении и отправке э-ТТН.
- Формирование документов на основе данных согласно утвержденной структуре XML.
- Подписание документов с использованием облачного КЭП CloudKey.
- Проверка заполнения обязательных полей.
- Регистрация и проверка состояния регистрации документов ЦБД ИКС.
- Отмена регистрации документов в ЦБД ИКС.
- Возможность доподписания документов дополнительными ответственными лицами.
- Формирование печатного вида документа.
- Добавление или отмена в э-ТТН сопроводительных документов.
На базе интеграции API разработан модуль формирования и регистрации е-ТТН в BAS, позволяющий выполнить полный документооборот е-ТТН непосредственно в учетной системе.
За более подробной информацией о внедрении и интеграции э-ТТН обращайтесь по тел. 050 104 99 60 или оставьте заявку и мы Вам позвоним
Вопросы-ответы по работе с э-ТТН
- Как подготовиться к внедрению э-ТТН
- Электронные ключи и подписи
- Что такое реестр электронных ТТН
- Оформление э-ТТН
- Корректировка зарегистрированных электронных ТТН
- Что делать в случае отсутствия доступа к сети Интернет или провайдера
- Хранение ТТН в бумажном и электронном виде
- Работа водителя с э-ТТН
- Различные вопросы
Как подготовиться к внедрению э-ТТН
Как следует подготовить участников процесса к внедрению э-ТТН?
Для всех участников процесса: для представителей грузоотправителя, грузополучателя и водителей нужно получить КЭП.
Все ли участники перевозок должны иметь одинаковое программное обеспечение?
Необязательно. Независимо от того, каким провайдером будут пользоваться другие участники, перевозчик/водитель сможет обрабатывать э-ТТН в выбранном для себя программном обеспечении, поскольку в системе будет режим обмена между провайдерами.
Электронные ключи и подписи
Какие электронные ключи можно использовать для подписания э-ТТН?
Для наложения КЭП на э-ТТН можно использовать токены, файловые ключи либо облачные ключи на базе CloudKey. Для обмена через API подойдут облачные ключи на базе CloudKey.
Какие обязательные подписи э-ТТН?
Это подписи отправителя, водителя и получателя. Дополнительно можно налагать подписи перевозчика, экспедитора, ответственного лица.
Какова последовательность подписей на э-ТТН?
Первую подпись накладывает грузоотправитель, после чего происходит регистрация в ЦБД, вторую подпись накладывает перевозчик, третья – грузополучатель. При этом с каждой стороны может быть несколько подписей – кладовщик, бухгалтер, печать предприятия.
Может ли грузополучатель отозвать свою подпись (случайно или с намерением скрыть получение товара)?
Возможность отзыва подписи отсутствует. При необходимости есть Акт аннулирования электронного документа, но он составляется при условии подписания всеми участниками перевозки.
Подписание и отправка документа перевозчиком – это одно действие в системе?
Это зависит от провайдера, при использовании провайдера ПТАХ – это одна транзакция, которая регистрируется в ЦБД.
Смогут ли все государственные учреждения (грузополучатели) подписывать э-ТТН?
Да, поскольку представители государственных учреждений уже имеют КЭП. Также им нужно будет избрать провайдера э-ТТН.
Каким образом можно оформить подпись получателя, если получатель есть физическое лицо, не имеющее КЭП?
Варианты действий:
- Маршрутный лист, которое подписывает получатель при доставке, прилагается к э-ТТН и закрывает ее.
- Отправка SMS-кода на мобильный номер.
- Возможно, в дальнейшем будет доступна подпись через Дию.
Может ли быть э-ТТН подписана не «должностной», а личной электронной подписью?
Да, может использоваться подпись физического лица. Но это доставляет ряд неудобств – предприятие по требованию должно подтвердить, что это лицо является их сотрудником, должно быть ответственно за администрирование электронных подписей физических лиц, особенно в случае увольнения сотрудника. Поэтому удобнее использовать подпись сотрудника, поскольку она формируется при принятии на работу и аннулируется при увольнении, что значительно уменьшает риски злоупотреблений.
Может ли водитель удалить подпись после начала движения с товаром?
Нет, не может. Есть возможность отклонить э-ТТН до момента ее подписания. После подписания э-ТТН водитель не может отказаться от перевозки.
Предположим, что водитель привез груз вечером. На складе товар был принят, но э-ТТН подпишет директор утром. Есть ли установленный срок подписания э-ТТН?
В таком случае кладовщик должен подписать э-ТТН, для того чтобы водитель не нес больше материальной ответственности за этот груз. А директор может наложить утром вторую подпись на э-ТТН.
Что такое реестр электронных ТТН
Что такое «реестр товарно-транспортных накладных»?
Это электронная база данных, содержащая информацию о регистрации ТТН в электронной форме и используется для государственного контроля за перевозками грузов по территории Украины. Держателем реестра ТТН является Министерство развития общин, территорий и инфраструктуры.
Какая информация хранится в реестре ТТН?
- населенные пункты, из которого и в который движется груз;
- автомобиль и номерные знаки автомобиля;
- вес груза и их группа – общая или специальная;
- ссылка на платформу, где создана э-ТТН.
При этом в реестре не хранится информация о цене и количестве груза, а данные по э-ТТН находятся у провайдеров э-ТТН.
Оформление е-ТТН
Можно ли выписывать на один автомобиль несколько э-ТТН, если автомобиль везет товар нескольким покупателям?
ТТН формируется не по транспортному средству, а по заказу, поэтому для каждого грузополучателя нужно оформлять отдельную ТТН.
Возможно ли разделение э-ТТН в статусе завершения на несколько э-ТТН?
Нет, невозможно. Если грузополучатель имеет несколько пунктов разгрузки – должно быть соответствующее количество э-ТТН для каждого пункта разгрузки.
Возможно ли принудительное завершение или отклонение э-ТТН?
Отклонить ТТН может водитель или грузоотправитель, принудительное завершение подписывается только одновременно отправителем и получателем.
В случае если предприятие является грузоотправителем, а клиент забирает продукцию на условиях самовывоза (сам организует транспорт), кто регистрирует э-ТТН?
В таком случае создать э-ТТН может клиент, но регистрировать его нужно грузоотправителю.
Обязательно ли указание в э-ТТН стоимости груза?
Если э-ТТН используется в качестве документа для оприходования или списания ТМЦ, необходимо указать стоимость. Также стоимость указывается, если это предусмотрено договором между участниками перевозки, и может быть необходимо в случае порчи или потери товара.
Каков алгоритм заполнения э-ТТН, если доставка груза осуществляется перевозчиком «Новая почта» или «Укрпочта»?
В таком случае, если нужно доставить крупногабаритный груз в отделение, ТТН оформляется только на перевозку в отделение, при этом “Новая почта” или “Укрпочта” будет грузополучателем.
Нужно ли э-ТТН для продукции внутри компании, между ее подразделениями или филиалами?
Да, если предусмотрен выезд на дороги общего пользования.
Нужно ли формировать э-ТТН для перевозки гуманитарной помощи?
Да, нужно, поскольку это ничем не отличается от перевозки других грузов. При этом грузоотправитель не должен быть держателем груза, у него этот груз мог быть на ответственном хранении.
При поставках на условиях EXW, FCA, кто должен изначально формировать и подписывать э-ТТН?
Грузоотправитель должен регистрировать э-ТТН, при этом грузополучатель должен отправить необходимые данные по перевозчику и авто, по почте или через специальный документ “Заявка на транспортировку”.
Корректировка зарегистрированных электронных ТТН
Есть ли возможность вносить изменения в э-ТТН при замене транспортного средства, перегрузке?
Есть возможность составить акты разгрузки и погрузки на другое транспортное средство, если используется промежуточный склад, или акт перегрузки – при перемещении товара из одного транспортного средства в другое. Акты должны быть подписаны всеми сторонами.
Если грузоотправитель допустил ошибку при заполнении данных э-ТТН, возможно ли составить акт для их исправления в пути?
Да, можно составить акты, при условии, что они будут подписаны всеми сторонами.
Возможна ли переадресация авто?
Составляется Акт о замене пункта назначения, который подписывается сторонами, после чего в ТТН меняется адрес разгрузки.
Каким образом должен быть оформлен возврат товара в случае частичного отказа грузополучателя в приеме товара?
Оформляется Акт разногласия, после чего грузополучатель создает ТТН на возвращенный товар.
Что делать в случае отсутствия доступа к сети Интернет или провайдера
Как будут решаться проблемы с АЦСК, если сервер АЦСК будет недоступен?
Для этого разработана функция отложенной подписи, которая также будет полезна при загрузке в местностях, где нет доступа в Интернет.
Будет ли ЦБД работать при выключении света и отсутствии доступа к сети Интернет?
Планируется дублирование ЦБД для переключения на резервную ЦБД в случае проблем с доступом.
Что делать при отсутствии доступа к провайдеру ЭДО, кто будет нести ответственность?
Провайдер должен обеспечить функционирование системы и автоматически переадресовывать на другой центр в случае проблем с доступом.
Возможно ли использование бумажной ТТН в случае отсутствия интернета, в частности, в регионах, где есть проблемы со связью или электроэнергией?
В зависимости от ситуации в стране, тестовый период э-ТТН может быть продлен. Или можно будет пользоваться отложенным подписанием – то есть зарегистрировать э-ТТН после перевозки.
Хранение ТТН в бумажном и электронном виде
Будет ли наличие бумажного варианта ТТН добровольным/обязательным с 1 августа 2023 года?
Достаточно будет электронной ТТН, хранящейся в ЦБД. Бумажные ТТН могут храниться только для внутренних нужд, если этого требуют бизнес-процессы.
Должны ли участники перевозок хранить е-ТТН в электронном архиве?
Да, должны в течение 3 лет, поскольку это первичный документ.
Работа водителя по э-ТТН
Как водитель должен подписывать э-ТТН?
Провайдер ПТАХ разработал мобильное приложение для водителя, с простым и удобным функционалом.
Какая информация с э-ТТН доступна водителю?
Будут добавлены настройки, которые скрывают некоторые необязательные поля.
Различные вопросы
Можно ли отследить актуальное состояние э-ТТН?
Да, сервис позволит получать обновленную информацию об изменениях статуса э-ТТН и актов в ЦБД.
Может ли пересматривать владелец транспортного средства перечень э-ТТН, по которым возил его автомобиль продукцию, если автомобиль был передан в аренду?
Доступ к документам имеют только участники перевозки, поэтому если у владельца ТС нет договора с участниками перевозки, доступа к конфиденциальной информации у него нет.
Можно ли импортировать э-ТТН из учетной программы, в каком формате?
Реализован модуль формирования и регистрации электронных ТТН непосредственно в BAS. Модуль работает через API СОТА и позволяет выполнить полный документооборот э-ТТН с ЦБД по учетной системе.
Для заказа модуля обращайтесь по тел. 050 104 99 60 или оставьте заявку и мы Вам позвоним