Учет производства в “BAS Комплексне управління підприємством”
2 200В данной статье кратко рассмотрим учет производства на примере “BAS Комплексне управління підприємством”.
Начнем с настройки производственного подразделения. Вся структура предприятия настраивается в разделе НСИ и администрирование – НСИ – Структура предприятия. Другой способ настройки производственного подразделения находится в разделе Производство – Настройки и справочники – Производственная структура.
Для производственных подразделений указываются дополнительные параметры:
- склад материалов – склад, из которого материалы будут передаваться в производство;
- график работы – предприятия или индивидуальный.
Также в карточке производственного подразделения указывается метод списания прямых производственных затрат.
Есть два варианта списания:
- используя отдельный документ Списание расходов на выпуск;
- стандартный механизм по правилам распределения материалов на себестоимость продукции – данный способ предназначен для простых производств, так как регистрация трудозатрат по производству недоступна.
Информация о процессе производства продукции или полуфабрикатов указывается в спецификациях. Так как в спецификации указываются все необходимые ресурсы для выпуска продукции, она получила название Ресурсной спецификации.
Ресурсные спецификации находятся в разделе Производство – Нормативно-справочная информация – Ресурсные спецификации.
В спецификациях содержится информация по:
- выходных изделиях (производимая продукция, выполненные работы, возвратные отходы);
- материалах, полуфабрикатах, работах сторонних организаций;
- трудозатратах (по видам работ);
- этапах производственного процесса, из которых состоит процесс производства.
Также необходимо настроить Статьи калькуляции – статьи в структуре себестоимости, которые находятся в разделе Производство – Нормативно-справочная информация – Статьи калькуляции.
Переходим в раздел Финансовый результат и контроллинг и создаем Статьи расходов.
В карточке статьи расхода обязательно заполняем Вариант распределения данной статьи (нужно выбрать из выпадающего списка).
Также заполняем Статью калькуляции, Вид аналитики расходов и Правило распределения (необходимо выбрать из выпадающего списка).
На вкладке Регламентированный учет указываем бухгалтерский счет учета расходов для данной статьи расходов.
С целью накопления затрат для дальнейшего их распределения на себестоимость продукции были созданы документы поступления материалов, необходимых для производства нужной нам продукции, а также документы по поступлению услуг, формирующих общепроизводственные расходы (аренда помещений, электроэнергия, аренда транспорта и т.п.) .
Документы по поступлению таких услуг создаются в разделе Финансовый результат и контроллинг – Поступления услуг и других активов.
Непосредственное оформление производственных операций начинается с документа Передача материалов в производство (Производство – Передача материалов в производство).
Производство продукции оформляется документом Выпуск продукции и выполнение работ. В данном документе мы указываем организацию, подразделение, направление выпуска (на склад, в подразделение), продукцию которую мы собираемся производить, ее ресурсную спецификацию и вид цены.
На основании документа Выпуск продукции и работ оформляется документ Списание затрат на выпуск.
В документе Списание затрат на выпуск на вкладке Исходные изделия указывается производимая продукция с точностью до документа выпуска; на вкладке Материалы и работы – использованное сырье (ресурсы), на вкладке Трудозатраты – задействованные виды работ.
Чтобы зафиксировать оплату труда сотрудников, задействованных в данном процессе производства, необходимо создать документ Выработка сотрудников (Производство – Трудозатраты – Выработка сотрудников).
В данном документе заполняется вид работ, количество и расценка (расценка указывается на этапе создания элемента справочника Виды работ на вкладке Расценки), а также сотрудники (исполнители) и коэффициент трудового участия (КТУ).
После заполнения документа Начисление зарплаты и взносов также создаем документ Отражение зарплаты в финансовом учете (Финансовый результат и контроллинг – Доходы и расходы, финансовый результат – Отражение зарплаты в финансовом учете).
Данный документ заполнится автоматически на основании данных о Выработке сотрудников.
На конечном этапе нам нужно закрыть период (месяц). Делаем это с помощью регламентной операции Закрытие месяца (Финансовый результат и контроллинг – Закрытие месяца).
Следим за тем, чтобы все операции были исполнены успешно.
Как завершающий этап сформируем производственный отчет Себестоимость выпускаемой продукции (Производство – Отчеты по производству – Анализ себестоимости – Себестоимость выпускаемой продукции).
В данном отчете видно из чего сформировалась себестоимость выпускаемой продукции: прямые материальные, общепроизводственные расходы и расходы, связанные с оплатой труда производственного персонала.
Таким образом, мы кратко рассмотрели производственный процесс в программе “BAS Комплексне управління підприємством”.