Изменения по использованию ЭЦП и КЭП с 7 ноября 2020

7 ноября 2018 года вступил в силу Закон №2155 «Об электронных доверительных услугах». В Законе введено понятие квалифицированной электронной подписи (КЭП) и отменено – ЭЦП. В течении двух лет с момента вступления в силу Закона действовал переходный период, во время которого налогоплательщики могли использовать ЭЦП, а по окончанию срока действия менять их на КЭП. Таким образом, переходный период заканчивается 7 ноября 2020 года.

Можно ли работать с КЭП ЦСК “Украина” после 7.11.2020 года?

Да, потому что ключи, полученные в КНЕДП ЦСК “Украина” после 7 ноября 2018 года, соответствуют требованиям Закона № 2155. Эти ключи и являются КЭП, которые в дальнейшем могут использоваться для подачи отчетности, электронного документооборота и идентификации на государственных порталах.

Обязаны ли госучреждения хранить КЭП на защищенных носителях?

Защищенный носитель (ЗН) личных ключей – это носитель информации с защитой от несанкционированного доступа при генерации секретных ключей, хранении электронной подписи и подписании электронных документов, предназначенный для безопасного хранения КЭП. Защищенным носителем может быть токен, смарт-карта, сетевой криптомодуль, MobileID.

В постановлении №749 КМУ указаны требования по использованию КЭП в органах государственной власти, органах местного самоуправления, предприятиях, учреждениях и организациях государственной формы собственности (далее госучреждениях) исключительно на защищенных носителях. Постановление вступило в силу 7 ноября 2018 года, поэтому госучреждения обязаны хранить ключи на ЗН.

Должны ли коммерческие организации хранить КЭП на защищенных носителях?

Коммерческие организации могут продолжать использовать ключи, которые были получены после 7.11.2018 года и хранятся не на защищенных носителях. Такая возможность определена постановлением КМУ №193 “О реализации экспериментального проекта по обеспечению возможности использования усовершенствованных электронных подписей и печатей, основанных на квалифицированных сертификатах открытых ключей”. Вместе с тем, согласно данному постановлению частный сектор с 31 декабря 2021 года также должен будет использовать КЭП только на защищенных носителях.

Об использовании КЭП для подписания отчетности

В пункте 48.5.1 НКУ указано, что налоговая отчетность должна подписываться КЭП, выдача которого регулируется Законом № 2155. Таким образом, если ключи были получены на основании договора о предоставлении квалифицированных электронных доверительных услуг с КНЕДП не на защищенном носителе, вы можете еще год (до 31.12.2021 г.) подписывать ними отчетность.

Об использовании КЭП на защищенных носителях для PROZORRO

На своей странице ФБ Prozorro опубликовали следующее разъяснение:
“…🔹 Уже с 7 ноября представителям органов государственной и местной власти, а также государственных предприятий и учреждений, нужно хранить КЭП на токенах.
🔹 В то же время до 31 декабря 2021 года представители бизнеса не обязаны хранить свои ключи и подпись на защищенных носителях, а могут пользоваться обычными флешками, жесткими дисками и т.п.
🔹 Поэтому до 31 декабря 2021 года заказчики НЕ должны требовать от участников подписывать предложение КЭП только на токене, а не КЭП на другом носителе. Этого не предусматривает ни Закон «Об электронных доверительных услугах», ни Закон «О публичных закупках».”

Подытожим:

  • С 07.11.2018 г. государственные учреждения должны использовать КЭП, хранящиеся исключительно на защищенных носителях.
  • Другие предприятия и организации, в том числе частный сектор, могут использовать ключи КЭП, полученные после 07.11.2018 года, которые хранятся не на ЗН, до 31 декабря 2021 года.
Нет комментариев

Комментировать